Художник, рисовавший семью Куприна в эмиграции.
Усадьба художника малявина в РОССИИ.
История усадебного дома Филиппа Андреевича малявина в рязанской губернии овеяна многими радостными событиями. В имении, находящемся в 17 верстах от губернского центра, семья малявиных прожила около двух десятилетий. Усадьба стала местом рождения и взросления двух дочерей Зои и Галины. Здесь, в своей мастерской, художник создал практически все знаковые произведения русского периода
. Это и олицетворяющая патриархальную Русь изобразительная сюита безымянных "Мужиков" и "баб", и эталонная картина - символ "вихрь" (1906, ГТГ. В предсмертном завещании художник выразил желание вернуть на родину взятые им в эмиграцию картины, написанные до первой мировой войны.
Отдельные свидетельства современников малявина об их посещении мастерской теперь приобретают зримую форму благодаря счастливой Находке - выявленному в государственном архиве рязанской области плану "Здания Бывшего Домовладельца - Художника Ф. А. Малявина". Документ составлен уполномоченным уездного отдела народного образования в январе 1926 года, сопровождается экспликацией строений и земельного участка.
Усадебный дом возведён в 1850 году и несёт в себе типичные черты архитектуры ампира, уже уходящего, но ещё актуального для провинции середины XIX столетия. Одноэтажное деревянное здание построено, по возможности, как симметричное, поставлено на кирпичном цоколе и покрыто железной крышей. Все окна относительно правильно в простенках расположены. Следов позднейших перепланировок, которые могли существенно исказить изначальный архитектонический замысел, не наблюдается.
Входом в дом служило парадное крыльцо, оформленное портиком с колоннами и классическим фронтоном. К коридору примыкал центральный зал. Два высоких окна, открывающих доступ к естественному освещению, и метраж в 96 кв. м позволили обустроить пространство самой большой комнаты дома под мастерскую. Фронтальная глухая стена зала прекрасно подходила для большеформатных малявинских холстов. В качестве двух боковых входов (для прислуги) использовались крыльца с южной стороны, впрочем, они могли быть пристроены новыми владельцами после 1900 года. Вероятно наличие мезонина, украшавшего дом. На балкон и размещавшуюся с восточного фасада обширную террасу, обрамлённую двумя ризалитами, вели стеклянные двери.
Из элементов интерьера уцелели камины и печи, часть из них, очевидно, была облицована изразцами.
О точном времени переезда малявиных из Санкт-петербурга в рязанскую губернию и тем более о покупке имения ничего не было известно до момента обнаружения архивного документа, проясняющего детали этой судьбоносной сделки.
(Майя Сёмина, кандидат искусствоведения).
Полностью статью можно прочитать в журнале "Золотая Палитра" номер 1(12 2015.
Иллюстрация: Ф. а. малявин. Семья. Автопортрет с женой и дочерью.