Современная девушка

Изысканная и жгучая женская страничка

Откровения Рене Декарта: 10 высказываний, изменяющих ваш взгляд на мир

08.04.2024 в 03:51

Откровения Рене Декарта: 10 высказываний, изменяющих ваш взгляд на мир

Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений. (Определяйте значение слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений.)

Рене Декарт

Жизнь , Заблуждение , Слова

Ссылка на цитату

Рассматривая со вниманием свое собственное существо, я заметил, что могу вообразить себя без тела и не находящимся ни в каком определенном мире или месте, но того, что меня вовсе нет, вообразить себе не могу. Существование мое подтверждается тем самым, что я могу отвергать истину других вещей, тогда как если бы я перестал мыслить, то и при совершенной справедливости всего прежде мной передуманного я не имел бы никаких оснований признавать себя существовавшим когда-либо. Из всего этого я вывел, что составляю существо, которого исключительное назначение есть мыслить, которое для своего бытия не нуждается в пространстве и не зависит ни от какого вещества; одним словом, что это я, т. е. душа, делающая меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела, познается легче тела, и если бы тела вовсе не было, то все-таки осталось бы тем, что есть.

Рене Декарт , из книги « Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках »

Существование

Ссылка на цитату

Вполне состоящими в нашей власти мы можем признавать одни наши желания, относительно же всего, вне нас находящегося, мы можем только делать известные усилия, которые, так скоро не привели к успеху, то принуждают нас предпринятое дело признавать за невозможное. Мне казалось, что этого одного правила было довольно для удержания меня от желаний неудобоисполнимых и чтобы сделать меня всегда довольным. Если наша воля будет устремлять нас только на предметы, которые здравый смысл представляет нам вполне доступными, и за предметы доступные мы не будем считать всего вне нас находящегося, то мы настолько же мало будем огорчаться, например, от невольной потери благ, принадлежащих нам по рождению, как и от того, что мы не обладаем Китаем или Мексикой. Мы будем, как говориться, обращать необходимость в добродетель, и не пожелаем здоровья, когда будем больны, свободы — когда будем сидеть в тюрьме, точно так же как не пожелаем тела крепкого, как алмаз, или крыльев, как у птицы.

Связанные вопросы и ответы:

1. Какой самый известный афоризм Рене Декарта

Самым известным афоризмом Рене Декарта является "Cogito, ergo sum" («Я мыслю, следовательно, я существую»). Этот афоризм выражает основополагающую идею философии Декарта о собственном существовании через акт мышления.

2. Какое значение имеет афоризм "Cogito, ergo sum"

Афоризм "Cogito, ergo sum" означает, что сомнение в любом другом аспекте нашего существования приводит нас к уверенности в своем собственном существовании. То есть, акт мышления подтверждает наше собственное бытие.

3. Как связан афоризм "Cogito, ergo sum" с методом сомнения Рене Декарта

Афоризм "Cogito, ergo sum" является результатом применения метода сомнения Рене Декарта, который заключается в отрицании всего, что может быть сомнительным, и выделении непоколебимой уверенности в собственном существовании через акт мышления.

4. В чем философская значимость афоризма "Cogito, ergo sum"

Философская значимость афоризма "Cogito, ergo sum" заключается в том, что он ставит акт мышления в центр философского анализа собственного существования человека и подчеркивает важность размышлений и сомнений для понимания истины.

5. Какое отношение к афоризму имеет фраза "Душа — это мыслящая вещь"

Фраза "Душа — это мыслящая вещь" связана с афоризмом "Cogito, ergo sum" через идею о связи между мышлением и существованием. Декарт придавал большое значение мышлению как проявлению духовного начала и основе сущности человека.

Какие основные идеи выражаются в известных афоризмах Рене Декарта

«Если я мыслю, значит, я существую». Эта знаменитая сентенция Декарта является ключевым моментом его философии. Однако, этот тезис не следует понимать в том смысле, что наша мысль рождает наше существование. Просто факт нашего собственного мышления более определен и надежен для нас, чем факт нашего собственного существования. Мы знаем, что мы думаем, а не существуем. И мы знаем о самом нашем существовании только потому, что думаем. Кот, например, тоже существует, но знает ли он? Скорее всего, нет. Человек – единственное существо в мире, которое благодаря наличию разума может сказать себе: «Я есть». Таким образом, мысль является более осязаемой и безусловной, чем любая другая, и имеет первостепенное значение.

Для нас реально только то, что мы знаем, о чем имеем представление. Даже если что-то существует само по себе, но мы не знаем о нем, тогда для нас совершенно не имеет значения, существует ли это, потому что для нас его просто нет. Так, например, если мы знаем о существовании определенного острова в океане, то нет никаких сомнений в его наличии – это действительно так. Но если, например, он существует, а мы этого не знаем, а, наоборот, думаем, что его не существует, то существует ли оно для нас? Конечно, нет. И точно так же, как на основании мышления мы делаем вывод о нашем собственном существовании, на основе наших идей и представлений о, из мыслей об объектах можно делать выводы о существовании самих вещей и самих объектов. То есть из мысли выводится не только наше существование, но и присутствие внешнего мира. Декарт также доказывает существование Бога: если в нашем сознании есть понятие Бога, то он существует.

Таким образом, мышление – первая бесспорная и надежная реальность, с которой нам приходится иметь дело.

Мышление:

  • независимо,
  • самодостаточно,
  • живет своей жизнью.

Может ли оно быть пустым? Не может. Оно наполнено врожденными идеями, то есть знаниями, которые изначально (с самого момента рождения) присутствуют в нашем уме и поэтому не зависят от внешнего мира или жизненного опыта. Платон первым взаговорил о врожденном знании. Теория Декарта отчасти похожа на учение Платона, однако в последнем первоначальные идеи человеческого разума обусловлены высшим, но забытым знанием идеальной души, которая до рождения тела находилась в совершенном мире.

Идеи, заложенные в системе Декарта, являются главной чертой нашего мышления. Откуда они там взялись? Они были заложены Богом. Это самые общие (широкие) и простейшие схемы, которые настолько ясно и отчетливо представляются нашему уму, что мы не можем в них сомневаться. Например, известные аксиомы евклидовой геометрии, согласно Декарту, являются врожденными идеями разума.

Их не нужно доказывать, потому что они само собой разумеются, их не нужно доказывать, так как они:

  • просты,
  • ясны,
  • безошибочны.

Например, есть такая аксиома: «Если три точки лежат на прямой, то одна из них находится между двумя другими». Это положение чрезвычайно общее (поскольку оно относится к любым трем точкам на одной прямой) и в той же мере простое и ясное, неоспоримое и очевидное, в силу чего оно является аксиомой.

Но почему это так ясно и отчетливо представлено нашему сознанию, почему оно самодостаточно и безошибочно? Потому что это врожденная идея, закрепленная в нашем сознании самим Богом, которая, как говорит Декарт, не может нас обмануть. И так же, как в геометрии, все грандиозное здание этой дисциплины надежно построено из нескольких простых аксиом, так и в других отраслях человеческого знания необходимо исходить из врожденных аксиоматических идей и строить на их основе построение всей науки.

Почему афоризмы Рене Декарта считаются значимыми для философии

Французский математик Декарт, помимо его известной цитаты «Cogito ergo sum» или «Я мыслю, следовательно, я существую». Цитаты Рене Декарта о Боге также заставляют задуматься. Автор книги «Размышления о первой философии». Цитаты Рене Декарта из «Размышлений о первой философии» также имеют большое значение. Вы можете использовать цитаты Рене Декарта о разуме и теле или его цитаты о рационализме, которые включают его цитаты о дуализме, для цитаты дня.

1. «Жить, не философствуя, воистину то же самое, что держать глаза закрытыми, не пытаясь их открыть».

- Декарт.

2. «Нет ничего столь странного и столь невероятного, что не было бы сказано тем или иным философом».

- Декарт.

3. «Чтобы искать истину, необходимо хоть раз в жизни усомниться, насколько это возможно, во всем».

- Декарт.

4. «Истины будут открыты отдельным человеком, а не целым народом».

- Декарт.

5. «Первая заповедь заключалась в том, чтобы никогда не принимать что-либо за истину, пока я не узнаю это как таковое без единого сомнения».

- Декарт.

6. «Нельзя представить себе ничего столь странного и столь неправдоподобного, что уже не было сказано тем или иным философом».

- Декарт.

7. «Мы не описываем мир, который видим, мы видим мир, который можем описать».

- Декарт.

8. «Поскольку разум — единственное, что делает нас людьми и отличает от животных, я предпочел бы верить, что он существует во всей своей полноте в каждом из нас».

- Декарт.

9. «Жить, не философствуя, воистину то же самое, что держать глаза закрытыми, не пытаясь их открыть».

- Декарт.

10. «В природе нашего ума строить общие предложения на основе нашего знания частных».

- Декарт.

11. «Наши убеждения проистекают из обычаев и примера в гораздо большей степени, чем из какого-либо достоверного знания».

- Декарт.

12. «Нет ничего более древнего, чем истина».

- Декарт.

13. «Когда не в нашей власти следовать тому, что истинно, мы должны следовать тому, что наиболее вероятно».

- Декарт.

14. «Оптимист может увидеть свет там, где его нет, но почему пессимист всегда должен бежать, чтобы задуть его?»

- Декарт.

15. «Я не мог бы иметь такую ​​природу, как я, и все же иметь в своем уме идею Бога, если бы Бог не существовал в действительности».

- Декарт.

16. «Бог создал и меня, и все остальное».

- Декарт.

17. «Под «Богом» я понимаю субстанцию, которая бесконечна, независима, в высшей степени разумна, в высшей степени могущественна».

- Декарт.

18. «Чтение всех хороших книг подобно беседе с лучшими людьми прошлых веков».

- Декарт.

19. "Когда я исследовал, кто я такой, я понял, что могу притворяться, что у меня нет тела… но я не мог точно так же притворяться, что меня не существует».

Какое влияние оказали афоризмы Рене Декарта на развитие философской мысли

Учение Декарта быстро распространилось и приобрело многочисленных приверженцев не только во Франции и Голландии, но и в Англии, Германии, Италии. Картезианский механицизм и рационализм стали знаменем в борьбе идеологов растущей буржуазии против реакционной церковно-перипатетической догматики. Церковники злобно обрушились на картезианство. В многочисленных памфлетах они инкриминировали картезианцам измену христианскому вероучению и травили их как еретиков и безбожников. Верная подозрительной неприязни, с какой она всегда относилась к философии Декарта и к его учению о мире, римская церковь внесла сочинения Декарта в список запрещённых книг. Если бы Декарт дожил до этой даты, он мог бы убедиться в том, насколько призрачны были его усилия добиться путём компромиссов, оговорок и умолчания признания со стороны церкви и королевской власти. Но никакие преследования и запреты не могут уничтожить идеологическое явление, имеющее глубокие, жизненные, исторические корни. Картезианство, преодолевая препятствия, получает все большее распространение и влияние. Комплекс философских и естественнонаучных теорий второй половины XVII века, носящий название картезианства, является далеко не однородным и отнюдь не ограничивается воспроизведением и популяризацией учения самого Декарта. Под «картезианством» разумеются не только различные, но и прямо противоположные, борющиеся друг с другом философские учения. Такая возможность коренилась в наличии противоположных тенденций в самой половинчатой дуалистической метафизике Декарта. Опираясь на различные стороны его учения, последователи Декарта создали новые разновидности как материалистических, так и идеалистических воззрений. «Картезианство» представляет собой яркую картину борьбы двух лагерей в философии вокруг наследия гениального французского мыслителя. Декарт открывает собой эпоху философского расцвета, сопутствовавшую буржуазным революциям, эпоху, развернувшую в борьбе против феодальной реакции знамя разума и свободы.

Какие темы раскрывает Рене Декарт в своих высказываниях

Француз по происхождению, Декарт много путешествовал и часто менял место жительство. Декарт получил образование по специальности «право», однако его всегда привлекала философия. Декарт критиковал предшествующие философские традиции, пытаясь создать философию нового типа, опирающуюся на разум. 

Взаимодействие науки и философии

Декарт в своих работах «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» показывает то, что придает философии научный характер и что направлено освободить знание от всяких случайностей, источником которых может быть, по его мнению, только опыт. Он считал, что необходима такая философия, которая будет опираться на некие неопровержимые предпосылки, из которых можно будет вывести всю систему наук. 

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт считал, что философия представляет собой систему, подобную дереву. Корнями этого дерева является метафизика, а наружным стволом – физика. И как в обычном дереве ствол и ветви не смогли бы вырасти без корней, так и другие науки не сформировались бы до метафизики или без нее.

Декарт пытался сделать философию практической, приспособить ее к науке, а науку связывал с философскими принципами. Так взаимодействовали методы науки (естествознания) с философскими методами в Новое время. «Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был  простым его ум»- писал Декарт. 

 

Картезианское сомнение 

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности. Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного. 

Проведя трудоемкую философскую работу, Декарт получает то основание очевидности, в которой никто не сможет усомниться. Он берет за основу принцип: «Я мыслю, следовательно, существую». Правдивость этой исходной точки мышления и познания, по утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный природный свет разума.Декарт развил «картезианское сомнение» - метод, который направлен на управление человеческим разумом в познании.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

  • Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.
  • Второе правило – необходимо разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.
  • Третье правило – необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.
  • Четвертое правило – составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить. 

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Какие принципы лежат в основе философии Рене Декарта

Из приведённого выше следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связывал развитие научного мышления и общие философские принципы. Поначалу при формировании его философии важную роль играл способ мышления, воплощённый в современном ему естествознании. Значение развития естественных наук нельзя ограничивать лишь новыми открытиями. То новое, что приносит естествознание, чем знаменуются все сферы духовной жизни, есть новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание 16-го – 17-го столетий ещё не формулирует эти новые принципы познания (по крайней мере, без соответствующей степени общности). Оно скорее реализует их непосредственно в процессе овладения своим предметом. Если философия Бэкона является предвестником нового (его философия скорее симпатизирует естествознанию Нового времени, чем создаёт для него философское обоснование), то в философии Декарта уже закладываются основания (достаточно общие) новой теории света, в которой не только обобщены, но и философски разработаны и оценены все полученные к тому времени результаты нового естествознания. Поэтому философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полностью определяющий направление его развития. Одновременно она вносит и основополагающие изменения в развитие самого философского мышления, новую ориентацию в философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое направление, которым начинается новый период философии… Он исходил из требования, что мысль должна начинать с самой себя. Всё предшествующее философствование, в частности то, которое исходило из авторитета церкви, было, начиная с этого времени, отвергнуто».

В чем заключается философская глубина известных афоризмов Рене Декарта

Рене Декарт:
25 высказываний
отца современной философии

Рене Декарт (1596-1650) был французом, который большую часть жизни провел в Голландии, а умер в Швеции.
«Отец современной философии», учёный и математик - он был самым ярким гением XVII века.
Декарт был скептиком, поддававшим сомнению любое высказывание, попытавшемся при этом научно обосновать существование Бога. Но наиболее знаменит Рене Декарт своим высказыванием «Мыслю, следовательно существую».
Его отец надеялся, что сын станет юристом, и Декарт получил степень бакалавра по юриспруденции в 1616 году. Но свободное время Рене посвящал математике, став основателем аналитической геометрии.
С этим в его жизни связан забавный случай: во время холодной зимы 1619 года Декарт спрятался от холода в хорошо отапливаемом помещении.
Возможно из-за резкой перемены температур у философа случились видения, и из комнаты он вышел с готовой концепцией аналитической геометрии, а также с применением математики к философии.
Из своих видений он пришел к выводу, что только наука может быть ключом к истинной мудрости.
Большую часть своих работ Рене Декарт опубликовал во время своего 20-летнего пребывания в Нидерландах. К сожалению, большинство его работ были запрещены Ватиканом за выведенные в них теории.
В 1628 году Декарт опубликовал свое первое эссе «Правила для руководства ума», в котором описывался правильный метод научного и философского мышления.
Но ум Декарта был направлен не только в сторону философских сфер, он также был великолепно подкован в финансовых вопросах: он продавал свою недвижимость, инвестируя в облигации, что давало ему постоянный доход на протяжении жизни.
В «Рассуждениях о методе» было напечатано самое знаменитое высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно существую».
Что более простым языком означает: если кто-то сомневается в существовании, сам факт того, что он думает об этом, является доказательством его существования.

25 лучших высказываний Рене Декарта

• Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
• Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.
• Уединение нужно искать в больших городах.
• Сомневайся во всём.
• Вся моя физика есть лишь геометрия.
• Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений.
• Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг.
• Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов.
• У одного человека зачастую больше шансов сделать открытие, нежели у нескольких, занимающихся одной проблемой.
• Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.

• Ничто из ничего не получается.
• Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий…
• Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
• Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.
• Здравый смысл кажется единственной вещью, которая во всём мире распределена равномерно — никто не хочет его больше, чем у него есть.
• Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода.
• Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.
• В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.

• Отчаяние — это страх без надежды.
• Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.
• Надежда — это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется… Страх же есть склонность души, убеждающая её в том, что желание не сбудется.
• Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.
• Надменность — всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.
• Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность, чьего бы то ни было презрения.
• Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Как известные высказывания Рене Декарта могут влиять на повседневную жизнь человека

Если вы хотите прочитать цитаты известных философов, вам следует прочитать цитаты французского математика Рене Декарта. Известные цитаты Рене Декарта включают его работы, которые были опубликованы во время Голландской республики. Он писал о жизни, силе и даже признавался, что совершал все ошибки, но не уходил от темы. Поэтому он сказал: «Просто продолжай настаивать. Я совершил все возможные ошибки ".

20. «У меня все превращается в математику».

- Декарт.

21. «Я уделял особое внимание арифметике и геометрии».

- Декарт.

22. «Но, на мой взгляд, все в природе происходит математически».

- Декарт.

23. "Две операции нашего понимания, интуиция и дедукция, только на которую, как мы сказали, мы должны полагаться при обретении знания ».

- Декарт.

24. «Идеальные числа, такие как идеальные мужчины, очень редки».

- Декарт.

25. "Эти длинные цепочки совершенно простых и легких рассуждений, с помощью которых геометры привыкли проводить свои самые трудные демонстрации привели меня к мысли, что все, что может подпадать под человеческое знание, образует аналогичный последовательность."

- Декарт.

26. «Математика - более мощный инструмент познания, чем любой другой инструмент, завещанный нам человеком».

- Декарт.

27. «Среди всех, кто до этого времени делал открытия в науке, только математики смогли прийти на демонстрации».

- Декарт.

28. «Для меня все в природе - математика».

- Декарт.

29. «Если бы мы обладали доскональным знанием всех частей семени любого животного, мы могли бы только на основании этого вывести полное строение и фигуру каждого из его членов».

- Декарт.

30. «Каждая проблема, которую я решил, становилась правилом, которое впоследствии служило для решения других проблем».

- Декарт.

Какие аспекты сознания и мышления обсуждаются в афоризмах Рене Декарта

Древние философы едва ли не единодушно считали верховной идеей разума ту, в которой мыслится некое начало или субстанция всего сущего. Вскоре, однако, философы удостоверились, что среди всевозможных мнений относительно первых начал не нашлось ни одного, которое признавалось бы всеми за неоспоримое, и скептики обратили внимание на природу человеческого ума - не она ли делает этот спор неразрешимым? Разум подвержен какому-то естественному недугу, писал Мишель Монтень: словно шелковичный червь он обречен без конца путаться в собственных построениях, рискуя задохнуться в них. А Фрэнсис Бэкон уподоблял человеческий разум зеркалу с искривленной поверхностью, так что никогда нельзя быть совершенно уверенным, что мысленное изображение какого-нибудь предмета - тем более отвлеченнейших материй метафизики - адекватно предмету как таковому.

Декарт соглашается учесть предположение скептиков о врожденном несовершенстве человеческого ума, он даже допускает, что существует некий всемогущий "злой гений" ( genius malignus ), который "приложил всю свою изобретательность к тому, чтобы ввести меня в заблуждение" . Теперь речь ведется не просто о первоначале сущего как такового, а о его начале для человеческого мышления , причем Декарт приходит к выводу, что совпадение первоидеи человеческого мышления и идеи реального начала мира нельзя постулировать без доказательства.

Идею, образующую истинное первоначало знания, Декартов метод обязывает удовлетворять двум условиям, довольно простым: требуется, чтобы эта идея была яснейшей из всего, что доступно человеческому разумению, и позволяла вывести из себя все остальные знания о мире, - "кроме этих двух условий, никакие иные для первоначал и не требуются" . Чем определяется ясность идеи? На первый взгляд, ясность - вещь сугубо индивидуальная: то, что ясно для меня, возможно, покажется весьма смутным всякому другому человеку. Существует ли все же какой-нибудь общезначимый критерий ясности? У Декарта этим критерием является непосредственность восприятия вещи. Наше восприятие вещи тем яснее, чем меньше зависит от посредствующих форм, помещаемых духом между собой и своим предметом. Дух воспринимает вещи при посредстве форм чувственности - ощущения, памяти, воображения, - а также форм рассудочного знания, к которым Декарт относит число и фигуру, время и место, порядок и меру, логические универсалии и прочие подобные абстракции.